Бюджетирование, планирование, расчет эффективности и факторный анализ

Высшие учебные заведения и многочисленные курсы, призванные повышать квалификацию экономистов, учат, в основном, теоретическим основам планирования, бюджетирования, финансового анализа и оценки эффективности инвестиций. Но мало кто подскажет, как продумать и воплотить все эти знания в жизнь, с помощью каких конкретных инструментов Excel на практике:

  • разработать таблицы, какой они должны быть структуры?
  • взаимоувязать их между собой и как сделать связи гибкими?
  • соотнести с возможностями других отелов и потребностями высшего руководства?

Именно на эти вопросы призван ответить настоящий курс по Excel для экономистов.

Данный тренинг будет полезен руководителям и специалистам финансово-экономических отделов, так как именно здесь разбирается решение соответствующих профессиональных вопросов. Одна из главных задач занятий – разобраться в принципах создания гибких, удобных и надежных бюджетных форм, в которых легко можно будет менять число аналитик (детализация по периодам, по структурным подразделениям, видам продукции и т.д. и т.п.), обрабатывать практически любой объем данных, быстро получать требуемые расшифровки.

Минимум теории (хотя и она непременно будет, но только как связующее звено в практическом решении технической стороны вопроса), максимум практики и результата, в том числе на занятии будет уделено время самостоятельному решению поставленных задач с последующим разбором возможных ошибок.

После тренинга у вас останутся таблицы, которые можно будет адаптировать и использовать в реальной работе для модернизации уже существующих либо для решения вопросов «с нуля», таких как:

  • разработка системы бюджетирования и планирования средствами Excel;
  • адаптация рабочих форм под потребности нефинансовых отделов;
  • консолидация таблиц с большим числом аналитик и расшифровок;
  • проведение сравнительного анализа эффективности капитальных вложений.

ВАЖНО! – Для успешного прохождения тренинга требуются определенные знания и навыки, а именно:

  • обязательный минимум: уверенный пользователь Excel – знание программы на уровне курса Excel «Расширенные возможности» (все модули);
  • крайне желательно: знание основ создания формул массивов (курс Excel «Формулы массивов») и теоретическая подготовка по бюджетированию или бухучету

 Программа курса

163

МОДУЛЬ 1 – Разработка бюджетной модели

В этом модуле научимся разрабатывать бюджетные формы и выстраивать связи между ними по принципу «от простого к сложному»

1.1  Создание простых связей общего характера между тремя основными формами:

  • бюджет доходов и расходов (БДР)
  • бюджет движения денежных средств (БДДС): прямой и косвенный методы
  • прогнозный баланс
  • инструменты контроля ошибок

1.2 Расшифровка и детализация бюджетных статей и показателей посредством введения в финансовую модель следующих форм:

  • ввод формы бюджета закупок
  • ввод формы бюджета продаж
  • инвестиционный бюджет и бюджет амортизационных отчислений (формулы массивов)
  • правила ввода бюджета кредитов и займов, бюджетов дебиторской и кредиторской задолженности
  • входящий баланс

1.3 Организация работы в файле:

  • перенос таблиц на другие листы с сохранением связей
  • режим просмотра двух листов одной книги одновременно
  • настройка окна контрольного значения для оперативной оценки сделанных корректировок

МОДУЛЬ 2 – Разработка унифицированных бюджетных форм и приемы их обработки

В этой части занятий мы научимся увязывать текущие планы структурных подразделений в разрезе видов деятельности, в их натуральном и денежном выражении, а также задачи и цели компании

2.1 Разработка форм операционных бюджетов в соответствии с производственной логикой. Применение блочной структуры таблиц

  • форма заявки для планирования накладных расходов и платежей по ним
  • форма плана продаж для планирования выручки и поступлений

2.2 Трансформация производственно-коммерческих планов в бюджетные статьи:

  • использование классификаторов статей для БДР и БДДС, бюджетные коды
  • адаптация плановых форм под потребности экономических отделов
  • использование выпадающих списков и функций массивов
  • создание связей между плановыми формами и Бюджетом с помощью формул массивов

2.3 Консолидация бюджетов из разных книг с помощью особых возможностей сводных таблиц и составление сводного графика поступлений денежных средств:

  • создание полей страницы с помощью мастера сводных таблиц
  • структурирование статей: группировка данных
  • как добавить в сводную таблицу собственные формулы: вставка вычисляемых столбцов для выполнения расчетов над значениями разных полей; вставка вычисляемых элементов для выполнения расчетов между элементами одного поля
  • создание связей между Бюджетом и планами по выручке и поступлениям денежных средств с помощью формул

МОДУЛЬ 3 – Составление и консолидация бюджетов с большим числом аналитик

В этом модуле посмотрим, каким образом доработать существующие таблицы, чтобы быстро и правильно составлять сводные бюджеты. Здесь же узнаем о специальных возможностях сводных таблиц

3.1 Доработка таблиц для составления сводного бюджета продаж с несколькими уровнями аналитики. Составление многоуровневого бюджета с большим числом аналитик:

  • составление вспомогательных таблиц
  • расчет плановых значений по единым правилам с помощью формул массива
  • использование сводных таблиц, чтобы наглядно представить бюджетную аналитику

МОДУЛЬ 4 – Факторный анализ

И в завершение занятий обязательно дадим ответ на один из любимейших вопросов руководства: а за счет чего у нас результат получился не такой, как планировали? При этом туманные дискуссии о тенденциях на рынке и экономической обстановке в целом оставим в стороне; наша цель - дать четкий обоснованный ответ до рубля и процента 

4.1 Суть факторного анализа отклонений

4.2 Учет и оценка степени влияния одного, двух и более факторов на результат